Доступная среда

С сентября 2015 года в нашей школе реализуется долгосрочная целевая программа «Доступная среда», которая предусматривает создание полноценной безбарьерной среды для детей-инвалидов, обеспечение их права на получение образования и полноценное участие в общественной жизни.
Программа «Доступная среда» предусматривает создание условий для совместного обучения детей-инвалидов и детей, не имеющих нарушений в развитии. Это один из главных ориентиров «Доступной среды» – чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья не отличались в правах и возможностях от обычных детей.
В нашей школе уже смонтированы широкие входные двери, пандусы, съезды, поручни по периметру коридора, санитарно-гигиенические помещения, оборудована сенсорная комната по последнему слову техники.
Нынешние дети, пришедшие в школу, уже отличаются повышенной тревожностью, эмоциональностью, имеют хронические заболевания, низкий иммунитет. А учебная нагрузка приводит к умственному переутомлению, что сопровождается ухудшением здоровья, развиваются неврозоподобные состояния. Это в свою очередь становится проблемой для ребенка и сказывается на его учебной деятельности.
Поэтому школе нужны технологии, обеспечивающие условия гармоничного развития и максимальную эффективность обучения. Большое внимание в школе уделяется здоровьесберегающим технологиям. Одна из них сенсорная комната.
Сенсорная комната - это среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха и вестибулярные рецепторы. Это - профилактическое средство школьного переутомления, особенно для младших школьников и выпускников.
Она создаёт ощущение безопасности и защищенности, положительный эмоциональный фон, снижает беспокойство и агрессивность, снимает нервное возбуждение и тревожность, активизирует мозговую деятельность. Это комфортная обстановка, сохраняющая и укрепляющая здоровье детей.
Сенсорная комната - это идеальная обстановка в которой ребенок не только расслабится, но и получает новые представления о мире, новые ощущения, заряжается энергией для активной деятельности.
Сенсорная комната оборудована:
Квадратный сухой бассейн (215x215x60)
Мат напольный, толщина 10 см, 200x100
Мат "Ромашка". Размеры: 200x200x10 см.
Мат настенный "Волна", толщина 10 см Д100 Ш100
Кубики Кооса "Сложи узор" (9 элементов)
Игра развивающая "Геометрические фигуры в лабиринте"
Игра развивающая "Мольберт Пабло"
Интерактивная воздушнопузырьковая труба "Радуга" с пультом управления 170x15
Световой стол для рисования песком из бука (+песок 12,5 кг) 63x70x63
Комплект из двух акриловых зеркал для воздушнопузырьковой трубки "Радуга" H170 W85
Комплект светонепроницаемых штор. В комплектность входят 2 портьеры 150*300 см каждая.
Мяч массажный ( диаметр 100)
Настенное световое панно "Иллюминатор"
Двухсторонний прозрачный мольберт
Лабиринт для опорно-двигательного аппарата №1, размер 60x30x4
Ковер "Звездное небо" на пульте управления 200x200 (600 звезд)
Набор массажных мачиков: 2 шт по 5 см; 2 шт по 10 см; 2 шт по 17 см; 2 шт по 23 см
Кресло-пуфик ДxШxВ 140*100*70 см.
Интерактивная музыкальная система Beamz BZ Lekotek с комплектом песен 36
Лабиринт для опорно-двигательного аппарата №3, размер 60x30x4
Тактильная дорожка (7 составных элементов с различной поверхностью)
Полусфера игольчатая. Кочка "Ёжик" Диаметр 16,5 см.
Кресло-трансформер "Кубик" 160x70x60
Фиброоптическая занавесь (150 волокон) с источником света и настенным креплением
Массажный коврик "Волна". Цвет: Синий
Массажные кочки. Комплект (2 шт. D16x7 см. Цвета: синий и красный)
Светомузыкальная полусфера. Музыкальное воспроизведение, флеш-карта с возможностью записи различных композиций, более 40 светоэфектов, звуковая активация, смена цветов и оттенков, пульт управления композициями. Диаметр: 23 см. Угол рассеивания в 180 гр. Встроенный источник света.
Итак, сенсорная комната - это маленький рай, где все журчит, звучит, манит, ненавязчиво заставляет забыть страхи и успокоится.
По программе «Доступная среда» для школы приобретено:
Специализированный программно-технический комплекс для детей с ОВЗ (с ограниченными возможностями здоровья) с нарушениями ОДА (опорно-двигательного аппарата). СТПК для детей с ОДА. Планшетный комьютер Prestigio Viskonte 3 с установленым ПО для доступа к ФКУ и MS Office Home and Student 2013;
Интерактивный комплекс для детей с ЗПР: Интерактивная доска 77"(2 пользователя), проектор, монтажный комплект, мобильный ПК с установленной ОС Win8, офисным пакетом, антивирусом, колонки 2x25 Вт, диск с видео и музыкой для релаксации;
Специализированный программно-технический комплекс для детей с ЗПР (мобильный ПК в комплекте с мышью и колонками Sven-609, офисный пакет, антивирус, ПО "Специальные образовательные средства";
Программно-аппаратный комплекс для детей с ЗПР (Монитор - 24"/СБ: Intel Socket 1155 Core i5-3570K|4Gb|1Tb/MB GIGABYTE H81 s1150 2xDDR3|DVD-RW|GT730 2Gb/клавиатура/Мышь А Logitech Optical B100 White USB/колонки. ПО "Диагностика школьной адаптации. Новая версия. ПКОБПТ"+ПО"Развитие и коррекция мышления подростков. ПКОБПТ"/локальная версия);
Приобретен комплект мебели адаптированной для детей с ОВЗ ОДА, ДЦП, корзина для палок и костылей
Выполнены следующие работы:
- оборудован туалет для детей с ограниченными возможностями здоровья
- пандусы
- поручни по периметру коридора
- сенсорный кран в туалете
- сенсорное электрополотенце
- двери входные
- дверь в классную комнату
- установлена система вызова
Программа «Доступная среда» обеспечивает:
- создание в МКОУ «Подколодновская СОШ» специальных условий воспитания, обучения, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ);
- социальную адаптацию и интеграцию детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательном учреждении;
- реализацию прав детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), что будет способствовать их полноценному участию в жизни общества;
Ожидаемые результаты:
- позитивный эффект для уровня качества образования детей с ОВЗ, повышение качества их образования, успешная социализация в обществе;
- обновление качества образования за счет работы над индивидуальными проектами, участием в конкурсах, выставках, конференциях различного уровня;
Одной из основных функций Федерального государственного образовательного стандарта является реализация права каждого ребёнка на полноценное образование, отвечающее его потребностям и в полной мере использующее возможности его развития.
Программа «Доступная среда» в направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, эффективность их реабилитации за счёт доступности образовательной среды, преодоление самоизоляции детей с ограниченными возможностями здоровья и негативного отношения к ним и является составной частью программы развития нашей школы.
«Доступная среда» обеспечивает:
- выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ;
- осуществляет индивидуально ориентированное медико-социальное и психолого педагогическое сопровождение детей с ОВЗ;
- даёт возможность освоить детям с ОВЗ основную образовательную программу;
- обеспечивает интеграцию детей с ОВЗ в образовательном учреждении.
Основные задачи программы «Доступная среда»:
1. Задачи, ориентируемые на детей с ОВЗ:
1.1. Выявить особые образовательные потребности детей с ОВЗ.
1.2. Осуществить индивидуально ориентированное медико-социальное и психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ с учётом их индивидуальных возможностей.
1.3. Обеспечить возможность освоения детьми с ОВЗ основной образовательной программы и их интеграцию в образовательное учреждение.
2. Задачи, ориентируемые на педагогов и специалистов:
2.1. Сориентировать коллектив МКОУ «Подколодновская СОШ» на организацию и поддержку семей с детьми ОВЗ.
2.2. Повысить профессиональную компетентность педагогов и специалистов.
2.3. Формировать условия для эффективного развития обучающихся с ОВЗ.
3. Задачи, ориентируемые на родителей детей с ОВЗ:
3.1 Информирование родителей о программе «Доступная среда», о создании безбарьерной среды в МКОУ «Подколодновская СОШ» для детей с ОВЗ.
3.2 Просвещение родителей по вопросам реализации дифференцированных психолого педагогических, медико-социальных и правовых условий обучения, воспитания, развития и социализации детей с ОВЗ.
Организация совместной деятельности педагогов, специалистов и родителей с целью повышения активности участия детей с ОВЗ в программе «Доступная среда»:
- развитие ключевых компетенций детей за счёт организации информационно-образовательного пространства школы;
- реабилитация и сохранение физического и психического здоровья учащихся;
- оптимизация современной образовательной инфраструктуры в МКОУ «Подколодновская СОШ» привлечет детей с ОВЗ, проживающих в других микрорайонах;